Казус Кукоцкого

сериал Казус Кукоцкого

Актеры:
Юрий Цурило, Елена Дробышева, Илья Любимов, Армен Джигарханян, Чулпан Хаматова, Мария Кузнецова, Лариса Лужина, Анастасия Мельникова, Людмила Полякова, Раиса Рязанова
Режисер:
Юрий Грымов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2005
Добавлено:
сериал полностью из 12 (04.11.2012)
Рейтинг:
7.45
6.80
Это грандиозное событие, погружающее телезрителей в подлинную суть взаимоотношений между людьми и трагический ход истории государства. Кинематографическая хроника разворачивается на фоне середины и второй половины XX столетия, охватывая почти все общественно значимые эпизоды этого временного отрезка: преследование закона за искусственное прерывание беременности, подавление генетических исследований, аресты и отправка в трудовые лагеря, кончина тирана Сталина, ослабление режима после прихода к власти Хрущева, эйфорическое настроение шестидесятых годов, жизнь столичной верхушки общества и любовь к джазовой музыке. Главным героем этого многосерийного фильма является хирург высочайшей квалификации Павел Алексеевич Кукоцкий, чья профессия передавалась из поколения в поколение. Он один из самых прославленных гинекологов своего времени и автор амбициозной инициативы по борьбе с незаконными абортами. Кукоцкий грезил о полной отмене постановления 1936 года, запрещающего прерывание беременности. Однако до сих пор в обществе нет единодушного мнения относительно этой щепетильной темы: для одних это акт милосердия к обездоленным женщинам, а для других - варварское уничтожение не рожденных детей. И для первых Кукоцкий является спасителем, а для вторых - жестоким палачом и злодеем. Однако фильм не ограничивается лишь повествованием о жизни Кукоцкого. В нем также рассказывается история его супруги Елены, которая утратила свою память и погружена в забвение. Существует наследство из Буэнос-Айреса; драматическое становление дочери Кукоцких; страстная связь с еврейскими близнецами; трагедия жизни психопата-убийцы; изысканные ценители «черной» музыки и даже опыт существования по ту сторону бытия. В этом многослойном повествовании каждый найдет что-то свое, будь то драматическая история любви или размышления о трагических поворотах судьбы. Это фильм о людях, их чувствах и страстях, а также о времени, которое не щадит никого.
Рецензии
Калейдоскоп образов и эмоций предстает перед зрителем при просмотре данного телесериала, который занимает почетное место в пантеоне кинематографических шедевров. После погружения в роман Людмилы Улицкой "Казус Кукоцкого", бесспорно одно из вершинных творений автора, у меня сложилось отчетливое видение того, какими должны были бы стать персонажи на экране. Потому я неспешно откладывала момент просмотра данной экранизации, опасаясь разочарования в своей любимой книге. Однако буквально с первых кадров адаптация пленяет зрителя настолько, что расстаться с ней уже невозможно. Во-первых, стоит отметить актерский ансамбль, который просто блистателен и является настоящим подарком для ценителей киноискусства. В этом случае совпадение образа персонажей книги и их кинопрообразы произошло практически идеально, что бывает крайне редко. Невозможно представить кого-либо другого в роли Татьяны, кроме Чулпан Хаматовой, столь же изящной и свободолюбивой, как и героиня романа. Дробышева мастерски справилась с ролью Елены, матери Татьяны, страдающей болезнью Альцгеймера, передавая глубину переживаний своего персонажа и в молодом возрасте, полным жизни и любви, и в старческом, где героиня тонет в лабиринтах собственного подсознания. Юрий Цурило просто Ideal'но воплотил образ Павла Алексеевича, настолько органично слившись с персонажем, что временами кажется, будто актер был создан специально для этой роли. Мария Кузнецова прекрасно справилась с ролью Василисы, передав все нюансы этого сложного образа. Режиссеры сериала преуспели не только в выборе актеров, но и в создании особой атмосферы, которая полностью соответствует настроению книги. Отдельного слова заслуживает голос за кадром Алексея Баталова, который существенно способствует погружению зрителя в волшебный мир экранизации. Если говорить о сюжете картины, то некоторые изменения присутствуют, однако они не портят общее впечатление от сериала и лишь добавляют ему гармонии. Меня восхитило отображение внутреннего мира Елены, которое представлено в виде пустыни, по которой она странствует вместе с близкими людьми. Эти сцены, хоть и несколько затянутые, но все же крайне важны для понимания глубинных переживаний героини, а также для прояснения множества символов, присутствующих tanto в сериале, сколько и в книге. Жизнь Татьяны показана таким образом, что даже невнимательный зритель не сможет упустить параллелей с жизнью ее матери. Несмотря на свою краткость, жизнь Татьяны была легкой и полной любви и нежности, что делает этот персонаж особенно трогательным. Экранизация поднимает крайне актуальные темы: легализация абортов, проблемы генетики, вопросы морали, семейные конфликты и выбор жизненного пути. При этом все эти темы органично вплетены в контекст эпохи (1940-1980-е годы) и охватывают важнейшие исторические события того времени. Но главный вопрос, который волнует каждого зрителя: удалось ли Павлу Алексеевичу счастливыми сделать главных женщин своей жизни – Татьяну и Елену? Несмотря на то что он спас жизнь множеству женщин и стал witness'ом рождения многих детей, в судьбах своих любимых женщин ему так и не суждено было стать ангелом-хранителем. Экранизация "Казуса Кукоцкого" удалась как самостоятельное произведение искусства, так и как адаптация романтической прозы Людмилы Улицкой. После просмотра я испытала целый спектр эмоций: от восторга до легкой печали, полностью погрузившись в атмосферу фильма. Пересматривать его можно неоднократно, и каждый раз открываешь для себя новые грани этой потрясающей истории любви и судьбы.
Данная повесть, изложенная пером Людмилы Улицкой и экранизированная Юрием Грымовым, является поистине актуальной и интригующей, что делает ее исключительным выбором для ценителей настоящей литературы и кино. Неминуемый спор о превосходстве книги или фильма, который сопровождает каждую экранизацию, в данном случае лишь подчеркивает глубину обаяния оригинального произведения, удостоенного Букераўской премии, и мастерское воплощение его на экране режиссером. Сюжет разворачивается в 40-х и 80-х годах минувшего века, охватывая все общественно значимые события той эпохи: от уголовной ответственности за аборты до похорон Сталина, от джаза до жизни московской богемы. Центральный персонаж телесериала - потомственный доктор хирург Павел Алексеевич Кукоцкий, один из лучших гинекологов своего времени, разработавший обширную программу борьбы с подпольными абортами и отчаянно пытавшийся добиться отмены постановления 1936 года, запрещающего аборты. Возможно, этот фильм был адресован определенному кругу зрителей, в который я бы включила людей, имеющих хотя бы мимолетное соприкосновение с медициной во всех ее проявлениях и переживших все превратности жизни в СССР. Однако режиссер удивил меня своей способностью привнести в историю что-то новое и нетривиальное. Медицинская тема представлена со всех сторон: от обсуждения абортов до парадоксального факта, когда узаконенное детоубийство может спасти жизнь детям. Показана безнадежная беспомощность женщин перед лицом многих обстоятельств, их право на самостоятельный выбор и ответственность перед собственной совестью, Богом и нерожденным ребенком. В данном случае единственного правильного решения для всех просто не существует. Медицина в сериале является метафорой границ между жизнью и смертью, каждый персонаж должен сам решить, может ли он переступить эту черту и зачем, а также где он установит для себя собственную границу. История любви Кукоцкого и его супруги полна радостей и горестей, которые могут тронуть самое сердце зрителя. Мне особенно запомнилась фраза: «В любимом человеке достоинства восхищают, а недостатки умиляют», которая отражает сущность любви во всей ее сложности. Судьба жены главного героя вызывает лишь печаль и сострадание из-за страшных потерь памяти. Также интересно прослеживается эпоха Советского Союза, в частности период правления Сталина, который не нуждается в дополнительном освещении. Трогает душу история Танечки с ее характером, поисками себя и большой любви, а также стремлением к свободной жизни. Василиса же предстает перед нами как запуганная бабушка, выросшая в строгих рамках и шаблонах, знающая, что правильно, а что нет. Несмотря на личные предпочтения, я не могу не отметить новшества режиссера: мистические элементы и отголоски потустороннего мира могут показаться излишне затянутыми. Однако мое мнение всего лишь индивидуальное и кто-то другой может воспринять эти моменты совсем иначе. В целом, данный телесериал является отличным выбором для тех, кто ценит глубокий смысл и оригинальную интерпретацию исторических событий. Он открывает новые горизонты восприятия медицины, любви и свободы в рамках общественной жизни Советского Союза.
Данный сериал не назовешь типичным представителем отечественного кинематографа, подобное определение кажется даже излишним. Слово "картина", столь часто использовавшееся в прошлом веке, ныне редко применяется к современному кино и уж тем более к телевидению. Однако режиссер Юрий Грымов, подобно художнику широкой кисти, создает узнаваемый мир даже в рамках формата минисериала. Каждый год на экраны выходит множество минисериалов - одни забываются мгновенно, другие становятся короткой рекламной паузой. Но "Казус Кукоцкого" - совершенно иное произведение. Это не просто развлечение, это пища для души, ума и глаз. Многие ленты быстро уходят в небытие, но данный сериал навсегда останется в истории киноискусства. Возможно, секрет успеха заключается в том, что автор первоисточника непосредственно участвовала в создании сценария. Взаимодействие писателей и режиссеров - редкое явление, но этот сериал доказывает, что подобное сотрудничество необходимо поощрять. В экранизации задействованы актеры высшего уровня, но успех фильма обусловлен не только их игрой. Режиссер и писатель сотворили произведение столь многогранное, что оно требует неоднократного просмотра, как будто это книга, которую хочется перечитывать снова и снова. Хочется разгадать все тайны: сколько же белых кошек обитает в доме Кукоцких? Какое растение было посажено в горшок, который Елена якобы разбила? В этом сериале не просто происходит действие - здесь есть глубина, которая побуждает зрителя к активному восприятию и осмыслению увиденного. Именно это делает "Казус Кукоцкого" настоящим художественным произведением, достойным места в истории кино.