сериал И примкнувший к ним Шепилов

Актеры:
Юрий Васильев, Сергей Лосев, Юрий Митрофанов, Анатолий Васильев, Анна Носатова, Валерий Жаков, Ирина Цывина, Ирина Чериченко, Виктор Балабанов, Михаил Самохвалов
Режисер:
Алексей Гирба, Игорь Ветров
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
сериал полностью из 4
(21.09.2012)
Рейтинг:

Дмитрий Шепилов – гениальный ученый-экономист, политик и общественный деятель, чье имя неразрывно связано с легендарной фразой: «И примкнувший к ним Шепилов». Его жизнь нельзя охарактеризовать как простую или беззаботную. Он жил в эпоху непростых событий, где карьера могла взмывать до небес или стремительно падать во тьму.
После окончания Великой Отечественной войны, который стал переломным моментом в истории нашей Родины, Шепилов был назначен главным редактором влиятельной газеты «Правда». Его талант и способности не остались незамеченными высшим руководством. Вскоре он стал членом Центрального комитета партии, а затем и членом ее Политбюро – высшего руководящего органа КПСС. Казалось бы, его звезда восходила все выше, но это был кратковременный расцвет.
В 1957 году Шепилов вступил в рискованную игру, став одним из участников заговора против тогдашнего лидера Никиты Хрущева. Однако эта авантюра не увенчалась успехом и обернулась для него плачевными последствиями: он был снят со всех своих высоких постов, исключен из партии, лишен жилья и сослан на службу в отдаленную Киргизию – настоящая глушь по меркам того времени.
Эта драматическая история легла в основу сценария фильма, который базируется на документах июньского Пленума ЦК КПСС 1957 года, а также на автобиографической книге Шепилова «Непримкнувший», воспоминаниях его родственников и близких людей. Этот фильм – дань памяти человеку, который несмотря на все трудности, оставался верным своим убеждениям и идеалам.
Рекомендуем к просмотру
Рецензии
Вопреки множеству экранизаций прошлого, всегда найдутся те, кто взыщут вину за его трактовку. Я в их числе. Эта склонность проявилась во мне еще в отрочестве. Мой отец, хоть и не историк по профессии (он был техником), носил безмерную любовь к истории, поглощал книги на эту тему. Поэтому, когда я изучал тот или иной период в школе и делился своими впечатлениями с отцом, он подогревал мое любопытство необычными версиями событий, в том числе и о непопулярных аспектах личности Ленина – его антагонизме к русскому народу и роковых словах, прозвучавших в эпоху его правления.
Конечно, отцовские версии истории я не воспринимал буквально. Но некоторые из них нашли подтверждение в рассекреченных архивах КГБ. Впрочем, Healthy skepticism – ценное качество в любой ситуации, и особенно когда речь заходит об исторических драматургах.
Я с интересом ждал этой экранизации, но мое восхищение граничило с недоверием к происходящему на экране. История изобилует множеством интерпретаций, и каждая личность в ней видится по-разному – даже среди умудренных опытом историков.
Дмитрий Трофимович Шепилов – неотъемлемая часть нашей истории. Иронично, что создатели проекта так явно симпатизировали антипартийцам, которые, хоть и звучали убедительно в своих речах, выглядели совсем иначе в реальности. Никиту Сергеича показали вовсе несимпатичным, да еще и недалеким – это уже перебор.
Моя объективность к фильму под вопросом: когда видишь подобное искажение истории, трудно оставаться нейтральным. Я склонен утверждать, что это не исторический проект в привычном понимании слова. Необходимо было бы посоветоваться с историками и проверить каждый факт. Даже такой мелкий нюанс, как значок на груди Никиты Сергеича – международная ленинская премия была получена им в 1959 году, а не в 1956-м, как показано в фильме.
Маршал Жуков без звезды Героя СССР на своей форме, но Иван Серов носит ее, хоть и не по уставу. Такие погрешности бросаются в глаза и портят общее впечатление от фильма. В других кинопроизведениях порой бывают куда более серьезные ляпы – например, вместо «благодарность заслуженному герою» кто-то написал «засуженному».
Не только историческая точность, но и актерский состав вызвали у меня вопросы. Жуков, Фурцева и молодой Микоян не соответствовали своим историческим прототипам не только внешне, но и в интерпретации их характеров – это уже выходит за рамки художественного допуска.
В фильме маршал поддерживает Никиту Сергеича на Политбюро, что противоречит воспоминаниям Шепилова. Авторы хотят, чтобы зритель проникся Жуковым и его благородством, но историческая правда требует более взвешенного подхода. Они пытаются переложить вину за репрессии исключительно на Сталина – что опять-таки несправедливо по отношению к другим участникам событий.
Конечно, в фильме найдутся достойные моменты – например, правдивое изображение того, как Великая Отечественная война отобрала лучших руководителей страны, только чтобы их потом сменили старые большевики. Но это не избавляет фильм от претензий на историческую точность.
Мое мнение: этот фильм можно смотреть как исторический триллер, но не стоит воспринимать его буквально как документальную драму о прошлом нашей страны. История требует бережного отношения и уважения к фактам, которые порой менее захватывающи, чем вымысел, но ценны своей правдивостью.