Тысяча душ

сериал Тысяча душ

Актеры:
Василий Лановой, Валентина Малявина, Николай Гриценко, Виктор Кольцов, Владимир Покровский, Алла Казанская, Виктор Зозулин, Агнесса Петерсон, Эрнест Зорин, Александр Кашперов
Режисер:
Борис Ниренбург
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1971
Добавлено:
сериал полностью из 3 (13.03.2020)
В театральной постановке, транслируемой по телевидению, представлена история, написанная Алексеем Писемским. Зрителей переносят во времена середины 40-х годов XIX века в некую неназванную провинцию, где местные обитатели ведут свою обыденную жизнь. Однако повсюду можно наблюдать ту же вечную борьбу: простой народ находит радость в скромном бытии, тогда как власть имущие с богачами, подобно ненасытным чудовищам, алчут всё новых и новых богатств, которые у них уже и так наличествуют в немыслимых количествах. Из-за этой повальной страсти к материальному благу гибнут высокие духовные ценности. В главной роли выступает легендарный артист Николай Гриценко, которого почитатели таланта называли подлинным гением драмы. Он обладал удивительной способностью вживаться в любой образ, не имея четкого амплуа, то есть мог мастерски воплотить на сцене любое действующее лицо. Его творения - будь то "Идиот", "Маленькие трагедии" или "Живой труп", и многие другие - снискали широкую известность среди зрителей. В представленном спектакле Гриценко предстает в роли Ивана Калиновича - выпускника университета, литератора, который отправляется в провинциальное захолустье ради должности смотрителя в училище. Главный герой лелеет надежду стать выдающимся представителем своей профессии. Вскоре он пленяет сердце Анастасии Годневой, дочери предшественника на этом посту, но карьерист умудряется проигнорировать ее нежные чувства. Его взор обращен на более выгодный союз с Полиной Шеваловой - наследницей знатного состояния и дочерью высокопоставленного generalskoy.
Рецензии
Не часто ныне встретишь ценителей творчества Писемского, однако для тех, кто жаждет познакомиться с этим мастером пера золотого века русской литературы, предлагаю обратить внимание на один из представителей жанра "фильм-спектакль", существовавшего когда-то на советском телевидении. Писемский, безусловно, не Достоевский, и глубоких человеческих мотиваций в его произведениях не найти. Но что он точно сделает - погрузит зрителя в быт, нравы и обычаи России середины XIX века. Особое восхищение вызывает игра Николая Гриценко в роли хитроумного искусителя простодушного главного героя (роль Ланового). Лановой же не разочарует своей игрой, пусть и нравственный переворот героя кажется несколько натянутым. Герой то добивается богатства за счет женитьбы на девушке без состояния, то вдруг превращается в маниакального тирана-мстителя, отстаивающего законность и справедливость. Мотивы таких метаморфоз остаются неясными, однако Лановой все равно удерживает внимание зрителя. Отдельно стоит упомянуть главную героиню. Несмотря на устоявшиеся представления о воспитании женщин в Тургеневские времена, она показана крайне самостоятельной, своенравной и независимой, несмотря на ограничения правового положения женщин того времени. Даже без права собственности или удостоверяющих личность документов, героиня находит способы проявлять свою волю и самостоятельность. В целом, этот фильм можно охарактеризовать как "утраченные иллюзии". Он достоин самого пристального внимания, тем более что в наше время подобных литературных произведений уже не экранизируют с такой Depth и богатым литературным языком.