Раскол

сериал Раскол

Актеры:
Дмитрий Тихонов, Валерий Гришко, Александр Коротков, Роман Мадянов, Дарья Екамасова, Александр Коршунов, Ольга Аксёнова, Иван Верховых, Всеволод Иванов, Олег Любимов
Режисер:
Николай Досталь
Жанр:
отечественные, исторические, семейные, драмы
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
19-20 серия из 20 (17.09.2011)
Рейтинг:
8.12
7.80
В отечественном кинематографе готовится премьера исторической саги, повествующей о одного из наиболее драматичных эпизодов в судьбе Российского государства - эпохе царствования Алексея Михайловича Романова, более известного как Алексей Тишайший. Время его правления было отмечено трагическими событиями в церковной жизни - расколом, во главе которого встал патриарх Никон. Эпоха государя была ознаменована переменами, которые взволновали общество и не были приняты всеми безоговорочно. Раскол церкви стал той точкой отсчета, которая предопределила дальнейшую судьбу государства. При этом, казалось бы, назревшие попытки привести богослужения к единому порядку, признанному во всем православном мире, встречали сопротивление и противодействие не только со стороны самых ярых реакционеров страны. Сценаристы обещают зрителю погружение в атмосферу той эпохи, показать зарождение и развитие конфликта через судьбы героев - от царя до простого народа. История раскола церкви предстанет перед зрителями во всем своем многообразии и противоречивости, позволяя понять причины тех событий и их последствия для государства и его жителей. Зрители увидят не только исторические события, но и человеческие драмы и трагедии, которые разыгрывались на фоне великих потрясений эпохи. В центре повествования окажутся не только политические интриги и борьба за власть, но и человеческие взаимоотношения, любовь и предательство, верность и изменение убеждений. Таким образом, сериал обещает стать не просто исторической хроникой, а настоящим кинособытием, которое позволит современному зрителю по-новому взглянуть на прошлое своей страны и осознать, как исторические события влияют на судьбы людей и государства.
Рецензии
**Величественная хроника минувших эпох**, когда люди оберегали **нравственные устои**. В нынешнее время с этим **вширь-вдоль** проблемы, **подобные радуге после дождя**. Современная цивилизация, подобно роскошному, но пустому вазы **Фальконе**, обратила убеждения в **предрассудки старого света**, а жертвенность в безумное блуждание. Сегодня на троне лишь комфорт. На фоне суетливого и ядовитого, как отравляющий газ, телевизионного развлечения, Досталь вновь спасает **живым искусством**, подобно кислородной маске в разреженных высотах гор. В его творении не просто сериал, а целая фреска, богатая на исторические краски и драматизм. Его герои — олицетворение духовности: персонажи живут и умирают за идею, подобно мученикам раннего христианства. Как режиссёру удаётся оставаться убедительным при столь **невинном посыле** — загадка его таланта. Но преследуемые властью верующие фанатики протопоп Аввакум (А. Коротков) и его верная спутница Марковна (Д. Екамасова) непредсказуемо вдохновляют, подобно огненным столбам на небе. Их история о **тщетности земной власти против несокрушимой крепости духа** поражает своей силой. Создатели называют свою картину фреской, и она действительно подобна творению мастера кисти, полному моментов жанровой условности. Даже в интимных покоях герои ведут себя так, словно говорят с **собором святых**, используя лишь изысканные обороты речи. Бытовая сторона жизни предстаёт скромно и лаконично, как строгий монашеский постриг. Автор, подобно строгому блюстителю истории, отказывает нам в полной идентификации с людьми далёкого прошлого. Однако это не мешает восхититься **великолепной игрой актёров**. Многие из них справились с задачей на отлично. Патриарх Никон (В. Гришко) — наиболее психологически реальный герой, чья самоуверенность граничит с самолюбием. Царь Алексей Михайлович (Д. Тихонов) — трагическая фигура властителя, борющегося со своей нравственной сущностью. Кроме того, фильм полон **образованных служителей церкви**, что добавляет ему реализма. Отдельно стоит упомянуть работу художников по костюмам, которые столь **глубоко погрузились в проект**, что могли бы запустить моду под названием «Раскол». Теперь о недостатках. Несмотря на все старания, произведение несёт на себе отчётливый исторический подтекст, и знание дат и географических названий помогло бы лучше понимать контекст происходящего. Также были бы полезны **вступительные подписи для исторических персонажей**. Бюджет фильма, хоть и скромный, всё же ограничил масштабность некоторых сцен с битвами. Но всё это — мелочи по сравнению с главным: Россия взглянула вглубь себя. Она вспомнила свою историю, свои корни, своё прошлое. Это важнейший аспект, который перевешивает все несовершенства фильма. **Произошло пробуждение памяти**, и это бесценно.
В современном российском кинематографе редко встретишь столь ценные работы, как та, созданная Николаем Досталем. К сожалению, многие отечественные режиссеры пренебрегают исторической правдой, позволяя себе вольности tanto в фактах, сколь и в изображении персонажей. Такие фильмы можно без колебаний назвать посредственными поделками, которые не только не представляют никакой культурной ценности, но и будут малоинтересны для зрителя даже с минимальным историческим образованием. Некоторые режиссеры уповают на голливудские стандарты, другие подчиняются воле продюсеров или пытаются умилостивить критиков, однако крайне редко удается встретить тех, кто создает кино для народа. В этом отношении Николая Досталя можно назвать исключением из правил. Его работа "Раскол" является ярким примером того, как можно создать историческое кино без лицемерия, назидательности и нравоучений. Фильм получился предельно проницательным, глубоким и разносторонним, он свободен от надоевших штампов и популистских приемов. Каждая сцена, каждый жест персонажей наполнены глубиной и самобытной красотой, которая делает "Раскол" поистине уникальным среди отечественных исторических фильмов. Особое внимание заслуживают диалоги в фильме. Язык каждой фразы выверен до мелочей, демонстрируя бережное и ювелирное отношение сценаристов к каждому слову. Будто бы волшебным образом удалось передать речь церковных служителей, простолюдинов и царя того времени. Даже одежда, предметы обихода и весь уклад той эпохи отображены с исключительной точностью. Николай Досталь поражает своей преданностью делу в каждой новой работе. Кажется, что он растет как режиссер с каждым новым проектом. Ждать выхода фильма "Раскол" на DVD нетерпеливо, особенно если учесть, какой сильный эффект произвел на меня его предыдущий фильм "Завещание Ленина". Хотелось бы выразить искреннюю благодарность всем участникам создания этого шедевра за смелость и упорство в реализации столь грандиозного проекта. Жаль, что такие фильмы не удостаиваются широкого эфирного времени на отечественных телеканалах, где они могли бы найти гораздо больше зрителей. Что касается некоторых деталей фильма, то как человек нерелигиозный, я обратил внимание на изобилие крестных знамений. Понимаю, что это был обычай той эпохи, но все же мне показалось, что здесь немного переборщили. Гораздо важнее отметить, что фильм "Раскол" не является пропагандой православия. Напротив, после просмотра фильма возникает множество вопросов к РПЦ. Вероятно, цель автора вовсе не заключалась в том, чтобы увеличить число верующих в Бога. Скорее, его целью было стимулировать размышления о роли церкви в истории нашей страны и ее современном состоянии.
В начале я начал смотреть этот сериал без особого энтузиазма, ожидая очередную банальную историческую драму отечественного производства. Однако в современной эпохе кинематографа уже трудно отыскать достойное и аутентичное кино о нашем прошлом. Либо исторические факты грубо перевирались, либо актеры с заурядными современными лицами портили эстетику картины, но ни одна из этих лент не вызывала во мне искреннего удовлетворения от просмотра. Но вот, совершилось настоящее чудо – я наконец-то нашел достойное зрелище! Мне особенно импонирует в "Расколе" то, что сценаристы продемонстрировали исключительную щепетильность в соблюдении исторических реалий, благодаря чему этот фильм не вызывает чувства отторжения и разочарования от созерцания современных подделок. В нем можно погрузиться в быт наших далеких предков, населявших Русь в середине XVII века, в период Никоновских реформ. Все события разворачиваются без лишней выдумки или ложной иллюзии. Возможно, именно поэтому мы искренне верим в то, что тогда люди готовы были отдать жизнь за свою веру в Бога! Несмотря на все тяготы и лишения, сидя в тюрьмах и умирая от голода, они продолжали усердно молиться и просить прощения. Отменно описано, как зарождались реформы, какой эффект они оказывали на общество и Церковь, разделив верующих на "никониан" и "старообрядцев". Но не менее трогательны и личные драмы героев, переплетающиеся с историческими событиями. Отдельно стоит отметить актерский состав – он органично вплетен в общую канву России того времени. Типажи главных действующих лиц подобранны с исключительной точностью, они не вызывают чувства неприятия у зрителя. Кроме того, кинорадостно радует отсутствием любой примеси пафоса или ненужной недосказанности, столь распространенной в современном кинематографе. Костюмы, предметы быта, деревенские пейзажи, традиции, манера общения – все это максимально приближено к тому, что существовало на Руси несколько веков назад. Но больше всего меня поразила музыка! Живые напевы проникают в самую душу и не дают нам позабыть свои корни и свою историю. Обо всех достоинствах этого фильма можно бесконечно рассуждать. Я же хочу добавить от себя, что режиссер Николай Досталь вместе со всей своей съемочной командой смог создать живое и настоящее кино, где речь идет о земных чувствах, о нашей родной русской земле. Это по-настоящему могущественное кино, которое не может не затронуть даже самого критически настроенного зрителя!