сериал Противостояние (1985)

Актеры:
Олег Басилашвили, Андрей Болтнев, Юрий Кузнецов, Мурман Джинория, Виктор Гоголев, Александр Филиппенко, Елизавета Никищихина, Станислав Садальский, Сергей Бехтерев, Владимир Головин
Режисер:
Семен Аранович
Жанр:
детективы, драмы, криминальные, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1985
Добавлено:
сериал полностью из 6
(30.01.2013)
Рейтинг:


В центре повествования фильма расположилась двухчастная хроника событий, охватывающая промежутки времени СССР в 40-х и 90-х годах уходящего века. На повестке дня стояло расследование череды зловещих преступлений, связанных с не��йствиями людей. В результате кропотливого анализа криминалистических данных удалось установить авторство этих деяний, которые были приписаны бывшему пособнику гитлеровцев Кротову Николаю Ивановичу. Еще в 1941 году, будучи рядовым красноармейцем, он совершил предательство и переметнулся на вражескую сторону, прихвати с собой раненого политрука. Для полковника Костенко, ведущего это расследование, задача была осложнена необходимостью тщательного изучения военных архивов, дабы выйти на след этого таинственного преступника.
Рекомендуем к просмотру
Рецензии
Эта картина обладает двойственным смыслом. С одной стороны, это serious detective story и psychological thriller в лучших традициях жанра. Однако, помимо захватывающего сюжета, лента наделена яркой морально-патриотической составляющей, которая, несомненно, является одним из основных факторов столь высокой оценки фильма пользователями нашего ресурса, преимущественно состоящими из взрослых, образованных политиков-либералов.
Для тех, кто еще не имел возможности ознакомиться с данным фильмом, хочется отметить, что здесь нет места традиционным спецэффектам и динамичным погоням. Тем не менее, назвать данную работу обычным телесериалом язык не поворачивается. С самых первых эпизодов фильм погружает зрителя в атмосферу реалистичности и напряжения, которое достигает своей кульминации в финальных сценах.
Режиссеру удалось достичь поставленной цели: от начала до конца сохраняется ощущение тревоги и беспокойства, переходящее порой в настоящий ужас. Конечно, здесь важно отметить не только мастерское владение режиссерским искусством, но и пронзительную музыку, которая органично вплетается в историю и добавляет ей глубины и драматизма.
В центре сюжета находится интеллектуал Костенко, полковник МВД, который является не просто следователем, а настоящим солдатом, вставшим на защиту своей Родины. Его противник — бывший власовский эсэсовец Андрею Болтнев, мастерски сыгранный актером Олегом Меншиковым. Их противостояние представляет собой поединок разума и интеллекта, где каждый стремится выйти победителем.
Смертельная игра между Костенко и Болтневым затрагивает глубины души каждого из них. Она проникает в самую суть человека, обнажая его страхи, надежды и сомнения. Вся эта драматическая атмосфера органично сочетается с музыкой, которая усиливает впечатление от происходящего на экране.
Несмотря на то, что эпоха описанных событий уже давно прошла, болезненные переживания минувшей войны все еще живы в памяти актеров и зрителей. Особенно ярко это выражено в исполнении Олега Басилашвили, сыгравшего одну из своих самых запоминающихся ролей.
Но помимо исторической драмы, фильм предлагает зрителю задуматься над вечными вопросами жизни и смерти, предательства и верности, памяти и забвения. Каждая страница истории имеет свой финал, и кровавые следы обязательно приведут к тому, кто их оставляет. Развязка фильма потрясающе эмоциональна и оставляет послевкусие глубочайшего внутреннего дискомфорта.
Завершая свой обзор, хотелось бы привести цитату из эпилога фильма: "Каждому человеку дано право на память. Память о тех, кто пал за Родину, память о подвигах и ошибках, память о себе самом. Но когда мы начинаем забывать, мы рискуем wiederholen die Geschichte — повторить историю."
Вероятно, многим покажется странным мое искреннее изумление по поводу относительной безвестности этого выдающегося советского сериала. Сожалея об этом досадном пренеприятии, я решительно настроен исправить столь печальную ситуацию и хоть немного восполнить этот пробел в культурной осведомлённости.
Моё отношение к этой картине, безусловно, является понятным и однозначно положительным. Однако оно обретает настоящую глубину уже на первых минутах просмотра, когда перед зрителем предстаёт нечто большее, чем банальный детективный сериал. Здесь мы видим следователя, погружённого в расследование запутанного и многогранного преступления, которое обещает развернуться в нешуточную борьбу умов.
Истинная ценность этой истории заключается в её способности преодолевать стереотипы и перерастать рамки банальной уголовщины. В каждом эпизоде нам предстоит наблюдать за поистине эпическим противостоянием двух могучих, изворотливых интеллектов — следователя, мастерски исполненного Олегом Басилашвили, и его лютого антагониста.
Авторы сериала демонстрируют удивительное умение создавать напряжённую атмосферу без прибега к обыденным клише вроде погони или перестрелки. Раскрывая слой за слоем исторический контекст, они превращают детективную историю в нечто гораздо более значимое и многогранное — философское размышление о природе человека и его мотивациях.
Отдельного упоминания заслуживает актерская игра Олега Басилашвили. Его персонаж претерпевает заметные изменения от эпизода к эпизоду, всё глубже погружаясь в расследование и становясь всё более жёстким и беспощадным. В его исполнении следователь предстаёт как образец упорства, изобретательности и интеллектуального мастерства.
Но не менее impression-making является игра Андрея Болтнева в роли главного отрицательного персонажа. Это настоящий монстр, который демонстрирует нам, что бывает с человеком, когда он теряет последние остатки своей человечности. В его исполнении мы видим не просто злодея — перед нами настоящее воплощение дикого и опасного животного, вызывающего лишь омерзение.
Таким образом, сериал «Противостояние» является настоящим шедевром детективного жанра, который заслуживает гораздо большего признания и внимания со стороны зрителей.
В годы, предшествующие противостоянию с Робертом Де Ниро и Аль Пачино на черно-белом телевидении СССР транслировали мини-сериал под названием "Противостояние". В этих двух произведениях центральной темой является эпическая битва между силами зла и добра: преступные элементы пытаются скрыться, а детективы отчаянно трудятся над поимкой правонарушителей. Однако персонаж Де Ниро вызывает у зрителя некоторое сочувствие, в отличие от героя Андрея Болтнева в "Противостоянии", который рождает исключительно презрение и омерзение.
Этот антагонист внушает страх своей хладнокровностью и жестокостью, и по мере роста этого страха, так и ненависть к персонажу возрастает в геометрической прогрессии. До появления "Противостояния" отечественный кинематограф демонстрировал немало детективов, где происходили убийства, обманы и кражи. Но такого изощренного, хитроумного и беспощадного противника, как Кротов, еще не было видно.
Этот противник подобен тени, которую невозможно схватить ни в прошлом, ни в настоящем, ни даже в будущем. Он может завладеть вашим телом, душой и всеми воспоминаниями о вас. Этот противник мастерски маскируется под обычного, незаметного человека. Он всегда наготове и готов к сражению. Остановить такого противника способен лишь тот, кто превыше всего ценит справедливость, закон и правду.
Сериал обладает динамичным сюжетом, который не тянется longueur и посвящен исключительно той информации, которая необходима для понимания истории. Актриса Андрей Болтнев и Олег Басилашвили играют без нареканий. Если бы существовал какой-то золотой фонд советских боевиков и детективов, то эта картина явно бы заняла в нем достойное место.
В целом, можно оценить этот сериал как 7 из 10 баллов по шкале качества и зрелищности.
Подвергаясь непрошибаемому изумлению относительно всеобщего энтузиазма, порожденного данным телесериалом, приходится констатировать: вторая "Весна сорок первого" так и не happened. Рассказ сбивчивый, логика просела, расхождение фактов бросается в глаза каждому зрителю. А что касается актерской игры, то ее здесь днем с огнем не сыщешь – она просто отсутствует как класс.
Такие телепередачи завоевывают народную любовь и популярность лишь благодаря тому, что раны Великой Победы еще не совсем затянулись, а боль и страдания войны все еще отчетливо звучат в сердцах людей, живущих ныне.
Сюжет сериала вращается вокруг бывшего (если вообще возможно быть "бывшим" предателем Родины) золотоискателя, который ради ценного самородка готов идти по трупам. Но главным здесь ставится не столько цель и мотивы злодеяний, сколько их преследование. Фабула течет как-то по инерции, без должной глубины и структуры повествования.
Я, внимательно просмотрев обе версии сериала – одну 1986-го года выпуска, другую более свежую 2024-го года, могу смело заявить: новая версия явно опережает старую по всем параметрам. Моя личная оценка – два балла из десяти возможных.