Николай Вавилов

сериал Николай Вавилов

Актеры:
Ингеборга Дапкунайте, Сергей Газаров, Гоги Кавтарадзе, Михаил Хмуров, Ирина Купченко, Андрей Мартынов, Костас Сморигинас, Богдан Ступка, Ион Унгуряну, Николай Аверюшкин
Режисер:
Александр Прошкин
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Германия, СССР
Вышел:
1990
Добавлено:
сериал полностью из 6 (14.03.2013)
Рейтинг:
7.28
6.50
Этот многозначный телевизионный проект целиком и полностью сосредоточен на повествовании о жизни и профессиональной скрупулёзности выдающегося советского ученого-ботаника по имени Николай Иванович Вавилов, чья научная деятельность оставила неизгладимый след в истории мировой аграрной науки. Этот видный представитель научного сообщества организовал и принял участие в эпической ботанико-агрономической экспедиции, охватившей практически все обитаемые континенты планеты, за исключением ледяных пустынь Антарктиды и австралийского материка. В ходе этой амбициозной миссии было совершено множество научных открытий, выявлены очаги формирования культурных растений, а также собраны бесценные знания о ботанических ресурсах различных регионов мира. Благодаря его неустанным усилиям и преданности делу была создана беспрецедентная в мире коллекция семян культурных растений, ставшая поистине неисчерпаемым источником генетического разнообразия для последующих поколений ученых и сельскохозяйственных экспертов. Говорить об этом выдающемся научном деятеле можно бесконечно, а прочитать о его достижениях и вкладе в мировую науку еще больше. И сегодня перед вами предстает этот уникальный телесериал, который собрано воедино все этапы жизни Николая Вавилова – от ранних научных исканий до последних дней его яркой и незаурядной карьеры.
Рецензии
В стенах Государственного Дарвиновского музея посетители задерживаются возле экспозиций, посвященных истории генетики в СССР, однако не для того, чтобы восславлять ее прогресс, но скорее чтобы узреть драматическую картину торможения и разгрома этой науки. Сталинский догмат о приоритете воспитания над врожденными чертами характера и внешности возобладал над научным сообществом, посчитавшим генную наследственность чем-то почти дьявольским. Взгляд на плеяду выдающихся ученых-новаторов, которые были безжалостно отлучены от своих многолетних исследований и подвергнуты публичному осуждению, унижению и даже физическому уничтожению, буквально пронзает душу. Среди них выделяется трагическая фигура Николая Ивановича Вавилова. Родившийся в Москве, Вавилов обучался в сельскохозяйственном институте (ныне Тимирязевская академия) и Кембриджском университете. Он организовал экспедиции по всему миру, включая экзотические Сомали, Эквадор и Гватемалу, чтобы собрать бесценный материал о растениеводстве. Разработав теорию центров развития культурных растений, он дал толчок развитию плодоводству, овощеводству и селекционированию в России. Однако все это было расценено как вредительство, отступление от традиционной науки во главе с Трофимом Денисовичем Лысенко, которого сам Вавилов когда-то порекомендовал в члены-корреспонденты АН СССР. Вавилов разделил участь многих своих коллег: арест, лишение научных степеней и званий, грязные потоки клеветы, обвинения в шпионаже и вредительстве, приговор к расстрелу и мучительная смерть от голода и издевательств в саратовской тюрьме. Даже находясь за решеткой, он неустанно трудился, создавая научные труды, в том числе «Историю земледелия». Кинорежиссер Александр Прошкин создал потрясающий фильм о судьбе Николая Ивановича Вавилова, который далеко выходит за рамки обычной биографии или сухого документального повествования. В фильме мы видим главного героя как в дни его триумфа, так и в дни опалы, наблюдаем за сгущением туч вокруг него и изменой бывших друзей и учеников. Зритель не остается равнодушным, искренне переживая за выдающегося ученого-новатора. Однако прежде всего он переживает за человека - интеллигентного, открытого, обаятельного. Именно таким увидел его нобелевский лауреат Герман Джозеф Меллер. Костас Сморигинас мастерски играет главного героя, передавая достоверность и убедительность настоящего ученого, преданного своему делу, далекого от околонаучной суеты, сдержанного и прямого. Народный артист Богдан Ступка блистательно справился с ролью Трофима Лысенко - авантюриста, одержимого стремлением к карьерному росту, готовым идти по головам своих беспринципных подручных. Режиссерская работа Александра Прошкина и игра актеров вызывают искреннее восхищение. Неудивительно, что этот мастер создал другие выдающиеся телевизионные эпопеи, такие как многосерийные ленты «Михайло Ломоносов» и «Доктор Живаго». Фильм о Н.И.Вавилове был тепло воспринят телезрителями и надеемся, что он еще долго будет радовать тех, кто интересуется героическими личностями и историей своей страны.
"Николай Вавилов: Непредсказуемый портрет гения" - так можно озаглавить это кино, которое мастерски распаковывает судьбу выдающегося ученого, погружая зрителя в магнетическое прошлое 1930-х годов. В каждый кадр пропитано дуновение той эпохи, наэлектризованной ревущей атмосферой репрессий и подозрений, вынуждавшей героев делать невероятно сложные выборы в непредсказуемых ситуациях. Железная хватка того времени была беспощадна к слабым. Зачистки, доносы, навешанные уголовные дела - как удавалось обычным смертным (не функционерам и не чекистам) проживать в постоянной тени прямой опасности? Взгляд нынешнего зрителя невольно скользит между грустью и облегчением: нам, по крайней мере, не грозит та же участь. Однако, несмотря на все это, Костас Сморигинас блестяще воскрешает образ Николая Вавилова на экране. Его игра пронизана всей полнотой индивидуальности ученого: добротой, интеллигентностью, непоколебимой преданностью науке и родине. Наблюдать за трансформацией окружения Вавилова - все равно что видеть сгущающуюся бурю. Клевета набирает силу, меняя статус ученого в системе, презрение со стороны бывших друзей обрушивается лавиной. Но очевидно: он не совершил ничего дурного, чтобы заслужить столь суровое наказание. Зависть к гению Вавилова и его бесполезность для системы стали приговором его карьере, общественному признанию и любви. Деградация того времени выставлена во всей своей неприглядности: царство кривых зеркал, где пигмеи политики подменяли алфавит объективной науки собственной идеологией. Вавилов молча оставлял своих оппонентов изъясняться в ненаучных дискуссиях, но это лишь ускоряло наступление глубоко невежественных сил, для которых научный аргумент был тленом. Буржуазные понятия и их носители должны были быть уничтожены. "Николай Вавилов: Непредсказуемый портрет гения" - фильм, заслуживающий высочайшей оценки за свою искренность в изображении эпохи, мастерство актеров и способность вызывать смешанное чувство грусти и облегчения у зрителя.
Телевизионная драма Александра Прошкина "Холодное лето пятьдесят третьего" представляет собой исторический сериал, созданный в сотрудничестве с кинематографистами из ГДР. Взойдя на пик славы после эпических работ "М. Ломоносов" и "Чудо", режиссер возлагал большие надежды на свой новый проект, однако он не дотягивает до уровня предшественников, несмотря на профессионализм команды. Съемки проходили за рубежом, но они не смогли передать полную картину того времени, вместо этого получился винегрет из обрывочных видений. Композиторская работа также оставляет желать лучшего, она недостаточно выразительна для столь трагических событий. Голодомор на Украине показан в фильме, но он не раскрывает полностью ужасов этого периода. Люди были вынуждены прибегать к крайним мерам, чтобы прокормить своих близких, и даже бросаться под пули отчаяния. В этом плане фильм упускает возможность более глубокого погружения в трагедии того времени. В вопросе выбора актеров создателям сериала удалось достичь значительных успехов. Костас Сморигинас, Владимир Купченко, Михаил Мартынов, Леонид Ступка и Ингеборга Дапкунайте мастерски справились со своими ролями, идеально передавая черты своих исторических прототипов. Особо стоит отметить одну из первых крупных ролей Ингеборги Дапкунайте, после которой у актрисы закрепился образ "foxylady". Вавилов предстает в фильме отстраненным и беспомощным перед лицом надвигающейся трагедии. Возможно, он осознавал свою обреченность, но это не спасало его от неминуемой участи. Одновременно с исторической канвой в сериале разворачивается личная драма Лысенко - талантливого агронома, чей характер порой играл злую шутку с ним. Несмотря на практический опыт и достижения, он был не признан научным сообществом из-за отсутствия систематического образования. Вдобавок ко всему, его окружали демагоги вроде Исаака Презанта, журналисты "Правды", сам Сталин и так называемые "советские колхозники". Все они использовали Лысенко в своих целях. В отличие от Вавилова, у Лысенко не было иллюзий о божественном провидении. Он был приверженцем материалистических взглядов и получил заслуженное наказание за свои прегрешения - еще при жизни его труды были признаны лженаукой, а все посты лишены. Этот многосерийный телефильм занимает особое место в отечественном телевидении. Он ставит перед зрителем важные вопросы и заставляет задуматься о трагедиях прошлого, нередко повторяющихся в наше время.
Меня охватило изумление, когда я решила посмотреть этот телесериал. Честно говоря, я была ошеломлена своей собственной реакцией на него. Позвольте мне объяснить, почему. Однажды, возвращаясь домой, я застала своего отца у экрана телевизора, где как раз начиналась первая серия этого сериала. Мы завязали беседу, и в конце концов, я присоединилась к нему, чтобы посмотреть этот сериал вместе. Сериал транслировался по телевидению, и после просмотра первой серии нам пришлось ждать до следующего дня, чтобы увидеть продолжение. На следующий день отец вновь пригласил меня посмотреть следующую серию. В компании мне этот сериал не показался скучным, несмотря на то, что я обычно предпочитаю другие жанры телесериалов. Однако мое терпение было небезграничным, и когда очередная серия закончилась, а следующая опять была доступна только на следующий день, я решила поискать этот сериал в интернете. Благодаря этому, я смогла посмотреть все серии подряд, так как мое любопытство уже было во власти нетерпения, и к тому же, сериям в этом телесериале было не так уж много. Не могу сказать, что я безумно влюбилась в этот сериал, но он действительно был очень познавательным. Сериал посвящен жизни и достижениям Николая Вавилова, советского биолога и академика. Он освещает его научные открытия, вклад в историю, личные противостояния и трагическую судьбу, закончившуюся арестом и смертью в тюрьме. В итоге, я нисколько не сожалела о потраченном времени на просмотр этого документального телесериала.