сериал На ножах (1998)

Актеры:
Андрей Давыдов, Николай Добрынин, Ольга Дроздова, Александр Феклистов, Игорь Горбачев, Елена Майорова, Алексей Миронов, Владимир Протасенко, Ирина Розанова, Вячеслав Вдовин
Режисер:
Александр Орлов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
1998
Добавлено:
сериал полностью из 11
(28.09.2012)
Рейтинг:


В маленьком провинциальном городке, где разворачивается действие сериала, жизнь текла размеренно и предсказуемо. Каждый новый день был точной копией предыдущего: привычная работа, знакомые лица на каждом шагу, полное отсутствие стрессовых ситуаций или негативных событий. Местные жители уподоблялись тихому озеру, гладь которого лишь изредка нарушалась брошенным камнем.
Однако судьба решила внести коррективы в эту идиллическую картину. В городок обосновались двое молодых парней, приехавших из шумного мегаполиса. Это событие стало толчком к самым неожиданным и ярким переменам. Новые жители привнесли в спокойную жизнь городка настоящее водоворотое течение событий.
С их появлением в городе началась череда самых различных интриг и волнений: бури страстей на любовном фронте, сплетни, расходившиеся среди местных как лесной пожар, обманы и предательства, которые стали столь же привычным явлением, как утренний туман над рекой. Даже раскаяние не осталось без внимания, становясь объектом всеобщего обсуждения.
Тихая гавань провинциальной жизни внезапно оказалась штормовым морем, на поверхности которого беспрестанно бурлили волны новых событий и переживаний. Однако вопрос, смогут ли жители вновь обрести покой после такой встряски, оставался открытым. Ведь, как известно, даже самая спокойная река несет в себе подводные течения, способные изменить течение жизни всех тех, кто живет на ее берегу.
Рекомендуем к просмотру
Рецензии
Ни один из русских классиков девятнадцатого столетия не удостоился такого малого количества экранизаций, как Лесков. Из его обширного литературного наследия было выбрано всего несколько произведений, да и те отличались лишь обыденностью и банальностью, а не какой-то изобретательностью или оригинальностью. Жаль, что столь пестрая стихия русской жизни, которую Лесков мастерски describe, так и осталась незамеченной и непереданной на экране в полной мере.
Если приглядеться к выбору материала для экранизации, то сразу бросается в глаза его «сериальная» структура - множество анекдотов, шуток и колоритных персонажей. Это настоящий сценарий для многосерийного фильма или телешоу.
Тем не менее, среди режиссеров нашлась всего лишь горстка смельчаков, кто решился взяться за экранизацию произведений Лескова. Одним из них стал Александр Орлов, который, несмотря на качество своей работы, предопределил успех фильма уже одним фактом своего выбора.
Выбрав для съемок год 1998, Орлов не только совпал с эпохой либеральных реформ в районных центрах, но и сумел создать фильм, который был одновременно и «лесковским» по духу, и современным по звучанию. Это решение оказалось крайне удачным и стало одним из факторов успеха фильма.
Стоит отметить, что неприятие Лескова со стороны современников на протяжении многих лет тормозило создание полноценных экранизаций его произведений. Однако Орлов смело нарушил эту традицию и в своем фильме гениально обозначил две главные идеи: разоблачение революционеров и нигилизм, а также мошенничество и либеральное движение. При этом он уложился в дозволенные рамки и показал, что Лесков был поистине великим писателем.
Орлов продемонстрировал мастерское владение техникой режиссуры, начиная от точных модификаций сюжета книг (включая исключение «петербургской линии») и заканчивая выбором актеров на главные роли. Фактурность и оригинальность персонажей фильма не оставляют равнодушным зрителя.
Несмотря на скромную визуальную составляющую, фильм одновременно напоминает картины Крамского, Борисова-Мусатова, Щедрина и Брюллова. Кроме того, музыка Мартынова органично дополняет происходящее на экране.
Хотелось бы надеяться, что современные режиссеры не забудут о Лескове и использовали его произведения для создания новых фильмов. Например, было бы прекрасно увидеть экранизацию «Соборян», которая стала вершиной творчества писателя.
Восхитительное воплощение лесковского произведения на экране, которое непременно придется по душе ценителям русской классической литературы. В этом многосерийном фильме гармонично переплетены и страстная любовь, и злодеяния, и алчная корысть, и коварство, и мудрые беседы — картина богата и многогранна, как драгоценный камент. Игра актеров вызывает восхищение и не оставляет ни малейших сомнений в их профессионализме. Вот разве что манера речи Ирины Розановой порой кажется несколько нарочитой, особенно когда она делает паузы в не самых подходящих местах.
Что же касается персонажей, то здесь каждый из них интересен и многогранен, трудно определить, кто из них является главным, а кто второстепенным. Глафира — казалось бы,典型的 злодейка, замышляющая устранение собственного мужа, подобравшего ее после жизни в сомнительных компаниях. Однако и к ней можно испытывать сострадание, ведь именно Горданов соблазнил и бросил ее, скрывая под маской бунтаря собственное циничное эгоизм.
Висленев предстает перед нами как глуповатый юродивый балабол, беспринципный попрошайка. Лара — расчетливая и холодная стерва. Форов, хоть и человек доброй души, оказывается рабом зеленого змия. Его жена, в свою очередь, проявляет избыточную привязанность к племянникам, не всегда заслуживающим такой любви.
Андрей и Александра — персонажи, казалось бы, чересчур идеализированные. Андрей со своими навязчивыми принципами оказывается совершенно растерянным перед лицом романтического чувства и семейных обязанностей. Линия Александры с ее пожилым мужем также кажется несколько нереалистичной — тот безоговорочно благословляет супругу на отношения с другим человеком. Однако, как верно замечено, это художественное произведение, и в нем возможны любые сюжетные повороты.
В итоге Глафира получает заслуженное возмездие, а Ропшин предстает той самой темной лошадкой, которая в конце концов добивается своей цели. Сериал поистине захватывает, и я с удовольствием рекомендую его к просмотру всем ценителям качественного кино.