Легенда о Тиле

сериал Легенда о Тиле

Актеры:
Лембит Ульфсак, Наталья Белохвостикова, Евгений Леонов, Михаил Ульянов, Лариса Малеванная, Алла Демидова, Анатолий Солоницын, Иннокентий Смоктуновский, Игорь Ледогоров, Микаэла Дроздовская
Режисер:
Александр Алов, Владимир Наумов
Жанр:
отечественные, приключения
Страна:
СССР
Вышел:
1976
Добавлено:
сериал полностью из 4 (20.11.2013)
Рейтинг:
7.69
7.50
В Нидерландах, где народ славится своей непокорностью духа и неизбывной веселостью сердца, воцарился мрачный режим испанского короля Филиппа II. Под гнётом этого железного властелина люди вынуждены терпеть мучительные истязания и преследования, а по всей стране разбросаны жуткие костры инквизиции, которые пожирают всё на своём пути. Однако среди этого мрака загораются две яркие звёздные души – отважный Тиль Уленшпигель и неунывающий Ламм Гудевелс. Ими движут единодушие целей и несокрушимая решимость восстановить мир и гармонию на своей родине, которая так изуродована деспотическим правлением. Эта парочка бесстрашных друзей отправляется в длительное и опасное путешествие, полное лихорадочных приключений и невообразимых испытаний. Кажется, что преград на их пути нет конца: то они сражаются с жестокими испанскими солдатами, то выкрадывают у инквизиторов запрещённые книги, то спасают узников из темниц. Но каждый раз, когда они сталкиваются с неведомыми ранее трудностями или казалось бы безвыходными ситуациями, Тиль и Ламм находят в себе силы справиться со всеми преградами. В их борьбе за справедливость нет места страху или сомнениям. Ведь они знают, что каждый шаг приближает их к победе над тиранией, которая так долго правила Нидерландами. И когда, finally, им удаётся свергнуть короля и установить на его месте справедливую республику, вся страна вздыхает с облегчением и начинает медленно восстанавливаться из пепла, в который была превращена. Но эта история не была бы столь впечатляющей, если бы не её великолепный автор. Фильм снят по одноимённому роману бельгийского писателя Шарля де Костера, который мастерски передал через своё творение дух времени и народного сопротивления, а также показал, как даже в самых чёрных временах может зародиться надежда на светлое будущее.
Рецензии
В мире искусства часто приходится сталкиваться с высказыванием: "Книга превосходит фильм". В этом утверждении есть доля истины, поскольку при чтении книги мы создаем в своем воображении вполне определенные образы персонажей и местностей, описанных на страницах романа. Мы представляем себе главных героев по-своему, и эти образы могут существенно отличаться от того, что видел режиссер. В результате может возникнуть чувство неудовлетворенности или даже разочарования, так как наши ожидания не совпадают с тем, что мы видим на экране. Однако бывают случаи, когда такое несоответствие между книгой и фильмом отсутствует, и это вызывает особую радость у любителей литературы. Одним из подобных примеров является экранизация "Легенды о Тиле" режиссеров Алова и Наумова, в которой я обнаружил исключительное соответствие между книгой и фильмом. Эта картина погружает зрителя в атмосферу старой Испании с ее инквизиторами, охотой на ведьм, пытками и казнями. Художники мастерски воспроизвели краски того времени: грязно-оливковые здания, тяжелые черно-коричневые улицы, насыщенные зеленые и персиковые тона, которые создают неповторимое ощущение жизни в 16 веке. Музыкальная композиция, сочетающая произведения Вивальди и современного композитора Николая Каретникова, дополняет это погружение в прошлое. Но главным украшением фильма являются актеры. Каждый из них, будь то основной персонаж или эпизодическая роль, играет с невероятным мастерством, оживляя своего героя и придавая ему неповторимое звучание. Михаил Ульянов в роли Клааса демонстрирует поистине гениальную игру, передавая Transformation его героя под давлением инквизиции и переживания всех сложных эмоций, которые сопровождают обвинение в ведьмовстве. После просмотра фильма у меня навсегда закрепились образы актеров, даже если я раньше представлял себе персонажей по-другому. Такое мастерское исполнение ролей требует глубокого погружения в образ и его передачи на экране. Этому произведению искусства можно лишь восхищаться и признавать его гениальность.
В центре повествования любовная история Тиля и Неле, которая разворачивается на фоне мрачных событий XVI века в Испании, проникнутых атмосферой Инквизиции и массовых сожжений якобы ведьм. Это время стало настоящим кошмаром для тысяч невинных женщин, чья красота была бесчеловечно искоренена. Тиль и Неле знакомы со времен своего детства и уже задумываются о создании семьи. Однако судьба имеет свои планы на молодую пару, ведь они оба являются бродячими актерами, развлекающими публику на городских улицах в обмен на монеты. Тиль отличается острым языком и нередко позволяет себе колкие шутки в адрес служителей церкви, что в ту эпоху было крайне рискованно. Ведь даже малейшая провинность могла обернуться пламенем костра. Так и происходит: Тиля арестовывают за его дерзкие речи и приговаривают к виселице. Однако, как мы все знаем, главный герой не может покинуть нас так рано в истории. Он предстает перед нами в образе отважного борца против тирании Инквизиции. Одним из главных достоинств этого произведения является блестящий актерский состав, состоящий сплошь из звезд советского кинематографа того времени. Среди них такие именитые артисты, как Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Михаил Ульянов и Вера Васильева. Афиша с подобными именами сама по себе является приманкой для зрителей. Интересно отметить, что изначально главную роль должен был исполнить молодой тогда Александр Абдулов, однако режиссеры предпочли ему малоизвестного иностранца Лембита Ульфсака. Причина этого выбора, как говорят, заключалась в желании получить более европейский и менее знаменитый образ главного героя. Жаль, что не удалось увидеть Тиля в исполнении Абдулова, который, без сомнения, привнес бы дополнительную искру звездности в эту роль. Для своего времени, когда фильм был снят в 70-х годах, он впечатляет своим размахом и масштабностью съемок. Режиссеры решили использовать европейскую часть Советского Союза, ближе к Прибалтике, где еще сохранились остатки древней архитектуры, напоминающей что-то испанское. Авторы фильма нашли вдохновение в произведениях всемирно известных мастеров, таких как Иероним Босх и Франциско Гойя. Режиссеры удалось передать классические театральные образы на телеэкране, чем-то напоминая постановки Марка Захарова. Мы наблюдаем группу положительных героев, которым не можем не сопереживать, участвуя в их жизни и испытывая все тяготы и страдания вместе с ними. В то же время мы видим злодеев, представляющих королевскую династию и церковь – силы, гораздо более могущественные, чем положительные персонажи, которые обречены на поражения и мучения. Именно эта трагедия делает фильм таким захватывающим: настоящая реальная драма разворачивается перед нами, подобно той, которую пережили сотни тысяч людей в далеком прошлом. Испанская Инквизиция действительно является одной из самых мрачных страниц в истории человечества. Кто-то мог бы посчитать, что короли и священники предстают чересчур жестокими на экране, но стоит помнить, что именно так все и было на самом деле. Люди страдали сотнями тысяч, а жизнь человека тогда не стоила и гроша.
Впечатления от фильма "Легенда о Тиле" менялись со мной вместе с годами, подобно многогранному алмазу, который предстает в новом свете при каждом повороте. Первый раз я увидела этот фильм тайком от родителей, будучи юной леди, которой не было еще и восемнадцати. В те времена подобные киноленты были предназначены исключительно для взрослой аудитории – и как иначе? Ведь в фильме были представлены страстные поцелуи и объятия главных героев, а император Карл Пятый далеко не монашествовал (кто же мог забыть ту сцену, где он целует обнаженную грудь своей придворной дамы?). Кроме того, показы такого рода фильмов приходились на позднее время суток. Чаще всего мы собирались у друзей и подруг, чьи родители отсутствовали дома в те часы, чтобы вместе погрузиться в мир приключений Тиля и его друга Ламме. Мы рыдали от чистого сердца и проклинали инквизиторов того сурового времени, искренне желая походить на этих храбрых героев. Вторая встреча с "Легендой о Тиле" произошла как-то мимоходом, без особого погружения в его содержание. Отголоски школьных уроков истории то и дело всплывали в памяти, подобно фрагментам древнего мозаичного полотна. Некоторые сцены фильма были так схожи с описываемыми историческими событиями, что казалось, будто мы видим одни и те же моменты, только с разницей во временных декорациях и орудиях насилия. Кроме того, времена начала 90-х были не особенно благоприятны для духовного наслаждения: тогда приходилось больше думать о ежедневном хлебе, чем о высших материях. Однако впоследствии я прочла роман бельгийского писателя Шарля де Костера "Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке", который произвел на меня поистине ошеломляющее впечатление. После этого чтения мое восприятие фильма изменилось кардинально. Кажется, что-то зацепило меня на уровне подсознания, подобно шелковому нитевидному отражению реальности. С тех пор прошло немало времени – мы пережили "крутые нулевые" и уже успели несколько раз испытать на себе "конец света". Но фильм "Легенда о Тиле" так же актуален, как никогда. Кажется, что мы ходим по кругу в своем любви и ненависти, почитании и проклятии, жалости и уничтожении. Разница лишь в том, какую одежду мы носим и какое оружие берем в руки. Может быть, это всего лишь машина времени, которая возвращает нас в прошлое? Или, может быть, наше прошлое напоминает о себе, чтобы мы не повторили ошибок будущего? Так или иначе, но стоит над этим крепко задуматься. И каждый раз, пересматривая "Легенду о Тиле", я наслаждаюсь блестящей игрой актеров. Евгений Леонов – поистине серьезный человек в исполнении комических ролей, а Михаил Ульянов и Вера Васильева создают неповторимую атмосферу даже в своих кратких появлениях на экране. Наталья Крачковская и Игорь Ясулович – настоящие мастера своего дела, а Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Лариса Малеванная, Алла Демидова и особенно Наталья Белохвостикова просто блистательны в своих ролях. Игра "старой гвардии" сравнима разве что с самим совершенством, и режиссуру тех времен по праву можно назвать золотым стандартом кинематографического искусства. Тем не менее, несмотря на все это великолепие, стоит отметить, что современные режиссеры тоже могут создавать настоящие шедевры. Однако таких мастеров единицы, а в море "ширпотребовских" фильмов найти жемчужину становится всё сложнее и сложнее.